Итак, далее продолжим подробное рассмотрение универсальных навигаторов, предназначенных для использования в автомобилях и при пешем передвижении. Казалось бы, здесь все просто есть несколько фирм, которые предлагают свои навигационные решения и вам нужно лишь сделать простой выбор в пользу одной из схожих марок. Но такое впечатление остается ровно до того момента, как вы попадаете в магазин, открываете специализированный сайт или каталог. В глаза бросается множество названий навигационных устройств, десятки карт для них и огромное множество терминов, обозначающих применение тех или иных технологий, в свою очередь определяющих оптимальное решение для ваших нужд. Вот именно в соответствии с этими технологиями и построим нашу основную классификацию популярных GPS-устройств.
1. GPS-приемники
2. Специализированные устройства без операционной системы
3. КПК и коммуникаторы со встроенным GPS
4. Телефоны с GPS
1. GPS-приемники Суть приемника в том, что он способен выполнять только одну функцию – GPS. Он не имеет даже экрана: лишь принимает сигнал и передает его на другое устройство через один из распространенных интерфейсов. Среди них Bluetooth, CF, SD и USB. То есть, имея КПК, ноутбук, телефон с одним из этих интерфейсов, вы легко сможете использовать его в качестве навигатора.
SD и CF – форматы карт памяти. Разные устройства могут быть оснащены слотом одного из этих форматов, обоими слотами, либо не иметь их вовсе (мобильные телефоны).
CF-приемники GPS – ранее были гораздо более распространены, чем сейчас. Это связано с тем, что CompactFlash был самым распространенным слотом, присутствующим почти на каждом КПК. Со временем производители стали переходить на все более компактные карты памяти и слоты, а CF-карты и устройства стали встречаться все реже. Сейчас CF-GPS покупают, если на руках есть не самая последняя модель КПК. Тем не менее, в технологическом плане этот приемник не уступит другим видам.
SDIO-приемники используются на более современных устройствах. Самые новые ноутбуки и КПК обязательно оснащены слотом под карту памяти SD, и каждый пользователь может использовать его по своему разумению. Можно туда поставить обычную карту памяти, а можно и карту памяти, совмещенную с дополнительным устройством – ТВ-тюнером или GPS, например. Правда, при совмещении вы теряете возможность горячей замены карт, ограничены в выборе «памяти».
USB-приемники применяются исключительно для ноутбуков, а брать этот тип устройств стоит только при отсутствии вышеперечисленных слотов: очень уж неудобно быть мобильным, когда из компьютера торчит дополнительный провод.
Bluetooth-приемники используют соответствующий вид беспроводной связи. Этот способ удобен, поскольку никак не увеличивает габариты всего устройства: КПК или телефон можно укрепить на приборной панели машины, а приемник прикрепить куда-то в угол под лобовое стекло. Неудобства тоже есть: этот приемник будет требовать периодической подзарядки (предыдущие типы питались непосредственно от КПК), уменьшая универсальность (у вас будет 2 отдельных устройства, а не их соединение).
Как видите, у каждого типа приемника есть свои недостатки: размер, ограничения на карту памяти, энергопотребление. Но есть и общий плюс - низкая цена. Связка средний КПК+приемник всегда дешевле аналогичного КПК со встроенным GPS. Чтобы не быть голословными, приведем примерные цифры. SD и CF приемники стоят в диапазоне 2000-4000 рублей. Устройства с Bluetooth стоят примерно на 1000 рублей дороже, зато их удобно использовать, если у вас уже есть современный смартфон. Стоимость пригодных КПК составляет в среднем 7000-11000, но вас никто не ограничивает и для автомобиля можно купить КПК стоимостью до 17000. За эти деньги вы получите лучший экран и максимальную «напичканность» функциями.
2. Специализированные устройства без операционной системы Пожалуй, это самый массовый вид навигационных устройств. Главные отличия этого вида: наличие экрана и, соответственно, более или менее развитого интерфейса. Оставим в стороне навигационные комплексы, встраиваемые непосредственно производителем в приборную панель автомобиля, ю это тема отдельного разговора. Сосредоточимся вместо этого на переносных навигаторах, которые практичнее и стоят намного дешевле.
На этом рынке в России правят бал такие марки как Mitac, Garmin, JJ-connect; набирают обороты Tom Tom, Tibo, Pioneer, Odeon и вездесущий Prology. Что отличает их друг от друга помимо сюжетов рекламных кампаний? Есть несколько характеристик, изменения в которых диктуют порой кардинальные различия:
1.
Картографическая основа.
Это важнейший элемент, определяющий саму целесообразность использования навигатора. Кому нужен навигатор с устаревшей информацией, несоответствием привязки реального и рисуемого положения объектов?
2.
Удобство интерфейса.
За рулем нет времени долго лазить по меню и углубляться в чтение инструкции по использованию. Кроме того, сами цвета и способ рисования карты должны быть привлекательными и привычными.
3.
Размер экрана.
Что бы ни говорили некоторые люди об удобстве компактных приборов, но размеры экрана должны соответствовать ситуации: для пешеходов-автомобилистов одни, для закоренелых автолюбителей другие, а для водителей автобусов и фур третьи.
4.
Эргономика корпуса.
Это наличие кнопок, удобство крепления в салоне автомобиля.
5.
Качество процессора.
Этот тип устройств обычно оснащен дополнительными функциями вроде FM-тюнера, мультимедийного проигрывателя и т.д. Это забирает определенные ресурсы системы, а значит, процессор должен иметь некоторый запас по быстродействию.
6.
Дополнительные функции.
7.
Стоимость.
Так какие характеристики присущи лидерам, почему их выбирают? Во-первых, это современная картография на основе, например, карт от Teleatlas. Большинство производителей выпускают систематические бесплатные обновления, поэтому, купив однажды устройство, вы не оказываетесь брошенным на произвол судьбы. Современной считается карта, последнему обновлению которой не более 3-5 месяцев. Этому условию отвечает большинство популярных моделей.
Для удобства работы с картой нужен соответствующий интерфейс. Бессмысленно перечислять все черты действительно хорошей программной оболочки, но часто выделяют возможность отображения силуэтов и номеров домов на карте, быстрый и точный поиск, доступ даже к дальним уголкам меню за 2-3 действия, качество голосового комментария. Отметим марку JJ-connect, которая основана на системе i-Navi. Наряду с iGo - это одна из лучших систем на нашем рынке, по мнению редакции.
Размер экрана – характеристика, остающаяся в большой степени на ваше усмотрение. Стандартом является диагональ 3,5-4,5 дюйма. В эти нормативы вписывается большинство моделей, такая диагональ является разумным компромиссом между удобством для глаз и компактностью. Хотя известны и навигаторы с экранами 2,7 и даже 7 дюймов, предназначенные для крупного транспорта – туристических автобусов, дальнобойщиков. Кстати, почти все современные навигаторы имеют «ночной режим», в котором все цвета на экране инвертируются, и изображение не слепит глаза и не отвлекает от дороги.
Количество кнопок на корпусе - тоже непостоянная величина. Одни навигаторы имеют целый ряд их, а другие прекрасно обходятся вовсе без клавиш. Кнопки отнимают пространство на корпусе у экрана, но немного повышают оперативность работы. Закрепить же GPS в машине не составляет труда обычно: часть навигаторов уже идет с необходимыми приспособлениями, для остальных все необходимое можно недорого купить, отдав за комплект автомобильной зарядки и крепкого кронштейна не более 1000 рублей.
Стандартом для процессора в последнее время стала частота 400 МГц. При оперативной памяти 64-128 мегабайт такие характеристики позволят не обращать внимания на быстродействие системы – она будет четко работать и вынесет параллельный запуск других приложений. Среди последних часто присутствует аудиоплеер и видеопроигрыватель, диктофон, органайзер и даже игры. Оценивать их необходимость вам, но большинство пользователей почти никогда не обращаются к этим дополнительным функциям, а немного переплатить за них придется.
Ну и стоимость. Это самый щекотливый вопрос. Цены стартуют с 5000 рублей за маломощные модели с небольшим экраном, слабым процессором, минимумом дополнительных бонусов и зачастую даже без карт в комплекте. Основной же ценовой диапазон навигаторов без операционной системы – от 9000 до 12000. За эти деньги можно купить отличную модель без вычурных излишеств. Но вы же знаете, что нет пределу совершенству. Поэтому есть широкий спектр моделей от 12 до 20 тысяч, за 30, 40, 50 тысяч... За что платить в них? За огромный экран отличной четкости, за возможность подключить все что угодно, за просмотр видео. Только задумайтесь – не лучше ли для этих целей купить встроенный в автомобиль мультимедийно-навигационный центр?
Какие плюсы и минусы рассмотренной категории навигаторов? Плюс в том, что они предлагают готовое решение, единое устройство, а не два как в случае с приемником и КПК. Минус же в том, что вы должны наиболее ответственно подойти к выбору устройства с точки зрения его карты и интерфейса, поскольку если на КПК вы легко можете сменить программное обеспечение, заплатив за новую лицензию, то в этом случае замена ПО невозможна даже за деньги. Хотя это же и плюс – лицензия на предустановленное ПО входит в стоимость устройства и поэтому стоит совсем недорого.
3. КПК и коммуникаторы со встроенным GPS Основное отличие от предыдущей категории навигаторов – наличие операционной системы (телефонные способности коммуникаторов в данном случае не принципиальны, хотя и повышают общую универсальность). Преимущества и недостатки КПК-GPS тесно увязаны с плюсами и минусами, указанными в предыдущем параграфе. В обычном навигаторе как правило не надо платить за качественный лицензионный софт, он достается дешево в комплекте. В КПК-GPS вы имеете большой выбор, можете пробовать множество программ по временным лицензиям, а потом купить самую удобную лично для себя и пользоваться ей в том же объеме, что и в обычном навигаторе.
Но операционная система дает не только право выбора, но и более широкие дополнительные возможности. Это универсальный помощник во всем: компактен, чтобы носить его вне машины; умен, чтобы использовать для офиса и работы с документами; мультимедиен, чтобы занять время в ожидании чего-то. И при всем при этом – отличный навигатор. Идеал? Не для всех. Цены на КПК-GPS начинаются от 9-10 тысяч, но истинный диапазон цен на хорошие модели – от 13 до 15 тысяч. Хотите окончательно забыть о множестве цифровых устройств в кармане? Добавим функцию телефона и получившийся коммуникатор со встроенным GPS будет стоить 16-23 тысячи, а самые новые и вовсе около 30.
Впрочем, очень многих не смутит цена. Но может быть другой вопрос: насколько нужен вам функционал наладонного компьютера? Хотите ли вы вникать в его достоинства и изучать их? Тем, кто хочет готовое решение «под ключ» или точнее «сел и поехал», не рекомендуем все же обратить внимание на предыдущий тип устройств. Тем же, кто с техникой на «ты» и хотел бы иметь такого электронного помощника, ничто не помешает найти оптимальную модель за свои деньги.
Вот на что стоит обратить внимание при выборе КПК-GPS:
1.
Операционная система.
Чтобы впоследствии не обновлять старую систему, советуем брать сразу устройства на Windows 6.0. Большой разницы с 5.0 не чувствуется, но интерфейс приятнее, да и ряд мелких изменений порадует.
2.
Процессор.
Есть экземпляры, успешно выполняющие свои функции и с 200 МГц, но лучше брать модели с частотой как минимум 400 МГц, а лучше еще больше (правило смягчается, если дисплей имеет небольшую площадь). Это связано с тем, что здесь можно запустить множество операций параллельно: GPS, ICQ, Word, Windows Media Player и так далее. Не всякий аппарат сможет потянуть все это, если у вас возникнет такая необходимость.
3.
Экран.
Его физический размер обычно меньше, чем на простом КПК или простом навигаторе. Причина все та же – необходимость носить всегда и везде, неудобство больших габаритов при телефонных звонках. Стандарт – от 2,8 до 4 дюймов. Самые маленькие сейчас – HTC 3300 (2,8"), самый крупный – HTC 7500 (5").
4.
Телефонная часть.
Коммуникаторы различаются наличием или отсутствием клавиатуры, качеством камеры, габаритами, удобством работы с телефонной частью. Данный вопрос не относится напрямую к теме статьи, подробнее о нем говорится в обзорах коммуникаторов, размещенных на нашем сайте.
На рынке КПК-GPS лидируют такие марки как HTC, Glofiish, Mitac с их безоговорочными хитами: HTC 3300, HTC TyTN 2, Glofiish M700, Mitac Mio A701.
4. Телефоны с GPS Этот вид навигации заслуживает особого внимания. Пока рынок таких устройств совершенно не развит, но «пациент скорее жив, чем мертв». Более того, это направление кажется самым перспективным.
Но прежде чем делать выводы, расскажем поподробнее об особенностях телефонов с GPS и сформулируем их на основе имеющихся в продаже моделей. Конечно, можно вспомнить старинные модели Benefon с черно-белым экраном и возможностью навигации, но современные аналоги – это непременно смартфоны. Здесь нужно провести грань между коммуникаторами и смартфонами: первые обладают сенсорным экраном (обычно не менее 2,8 дюймов по диагонали), вторые оснащаются обычным экраном (обычно 2 – 2,4 дюйма). Так вот, из телефонов без сенсорного экрана сейчас на рынке присутствуют лишь Nokia N95, Nokia 6110 Navigator и Nokia E90, обзоры которых вы без труда найдете на нашем сайте. Все телефоны построены на операционной системе Symbian, тогда как Windows-решение только ожидается.
Отбросим в сторону всю мишуру в виде 5-мегапиксельной камеры, qwerty-клавиатуры и программной части. Для нас важно другое – способ навигации.
Трудность номер 1 состоит в том, что навигация изначально управлялась путем стилуса. Делать все те же самые действия с обычным джойстиком поначалу неудобно – не хватает кнопок. Трудность номер 2 состоит в мелком изображении, поскольку 2-2,4 дюйма заставляют искать компромисс между очень мелким изображением и шириной поля зрения. Решение этих двух проблем даст сильный импульс для дальнейшего внедрения навигации в любые телефоны, не ограничиваясь даже смартфонами.
Как можно охарактеризовать упомянутые телефоны Nokia? Не более чем «переходные решения». Качество реализации программной оболочки, уровень прорисовки карт, качество комментария оставляет желать лучшего. Подробности читайте в соответствующих обзорах.
Но, судя по положительному отклику рынка даже на далеко не безупречные GPS-технологии Nokia, рынок будет усиленно развиваться уже сейчас. И хочется верить, что GPS из очередной маркетинговой приманки все же превратится в очередную полезную функцию, выполняемую телефонами.